sungatov

Новое здравоохранение и Электронное здравоохранение — Реализация национальной программы модернизации здравоохранения

Общество нуждается в качественном здравоохранении. Задача государства — обеспечить качественное здравоохранение для всех граждан. Для этого систему здравоохранения побуждают (или подвергают) модернизации.

 

Страны пытаются решить эту задачу по-разному. Кто-то начинает с концепции, кто-то проводит реформу, а кто-то запускает проекты — медицинские или инфраструктурные.

 

У первых есть шанс, что получится. Вынужден огорчить вторых и третьих, в здравоохранении — не получится. Примеров достаточно. Без концепции ни реформа не сработает, ни проект — даже медицинский, а уж тем более — инфраструктурный (под инфраструктурным проектом мы понимаем проект как по внедрению современных коммуникационных систем, так и по модернизации операционных процессов),  - не приведет к эффективному результату. Даже если Проект назвать Концепцией.

 

Почему?

 

В здравоохранении, в отличие от других отраслей, подход к модернизации “от проекта” не работает, поскольку нельзя установить “продуктовые” цели — в здравоохранении “продукт” — это здоровье, которое пока четкого измерения не имеет, а значит, не может быть целеполаганием.Об этом элегантно сказал Питер Друкер, — “Управлять можно только тем, что можно измерить”.

 

Поэтому идущие в здравоохранении “от проекта”, особенно, инфраструктурного, нуждаясь в целях, устанавливают в качестве цели некоторые показатели самой системы.

 

И здесь происходит “системный сбой”.

 

Система

 

Кто сказал, что социальная система добровольно и охотно решает задачи, для которых создана? Система — это почти живой организм,  единственная естественная задача организма — не служить кому-то, а собственное воспроизводство, желательно — расширенное. Все остальное организм / система или не делает, или делает вынужденно.

 

А поскольку система хочет работать только на себя, то невозможно ее побудить / принудить сделать что-то полезное без четкой постановки цели, положившись на то, что система сама поставит правильные цели из “высоких соображений”. Поставит, но только в рамках своего воспроизводства.

 

Соответственно, любой  запущенный без общей концепции медицинский проект, инициированный внутри системы здравоохранения, влияет на конечный продукт — здоровье — далеко не всегда ожидаемым образом, а инфраструктурный проект — если и влияет, то крайне незначительно и опосредованно.

 

Электронное здравоохранение

 

Для реализации национальной Программы модернизации здравоохранения одним из важнейших функционалов выступает Электронное здравоохранение. Наиболее частая ошибка — представить Электронное  здравоохранение как цель (или одну из целей) модернизации здравоохрарнения и запустить проекты, где в качестве целеполагания установлены не задачи государства в области здравоохранения, а функционал, средство, инструмент. Конечно, так легче. Как строить мост строить вдоль реки.

 

А когда “парусник не получится” (“Как вы умудряетесь втащить парусник в бутылку через такое узкое горлышко? — Очень просто — берем обрезки ниток, щепочки, лоскутки ткани, гранулы клея, все это закидываем в бутылку и трясем. — И?  - Иногда получается парусник”), то затребовать еще денег.

 

Короче, “Неоконченная пьеса для механического пианино”…

 

В здравоохранении к успеху приводит сложная работа, где в начале пути — Концепция, а непосредственным проектам предшествуют

 

Стратегия,

Дорожная карта,

Функционалы.

 

С точки зрения Экономики государства, Здравоохранение — это комплексная отраслевая структура. То есть, последовательность линейки развития Здравоохранения как Комплексной отраслевой структуры, приводящая к Национальной программе,  выглядит так:

 

Концепция

Стратегия

Дорожная карта

Функционалы

Проекты

      Инструменты

где:

Программа  - совокупность элементов из Стратегии, Дорожной карты, Функционалов и проектов, оформленных как самостоятельные задачи по изменению состояния выбранных показателей © RS

 

Концепция - комплекс взглядов на определенное явление © RS

Стратегия - это формирование условий и необходимых ресурсов для  возможности реализации Концепции © RS

Дорожная карта — последовательность этапов реализации Стратегии © RS

Функционал - законченное решение выбранной самостоятельной задачи или процесса из состава отрасли © RS

Примером Функционала медицинского может служить, например, медицинская информационная система “Мониторинг беременных” или “Мониторинг уровня свертываемости крови”, а функционала инфраструктурного — организация “Диспетчинга Скорой помощи” или “Система экспертных заключений по исследованиям”

Проект -  строго зафиксированный в части целей, ресурсов и сроков объем работ для выполнения выбранных этапов Дорожной карты или реализации функционала © RS

Инструменты — технологии, универсальные конструкции, устройства и алгоритмы © RS

 

Реализация проектов , в том числе, по развитию электронного здравоохранения, должна осуществляться в рамках комплексной национальной Программы, которая разрабатывается по Концепции, придерживаясь сформулированной Стратегии, в соответствии с Дорожной картой, с явно указанными Функционалами — как медицинскими, так и инфраструктурными. Выбор инструментов для выполнения проектов — это задача специалистов, профессиональных технологов.

 

Для решения задач Нового здравоохранения , которая ориентирована, в первую очередь, на пациента (является пациент-ориентированной), необходимо интеллектуальное решение — платформа электронного здравоохранения (*), которая обеспечивает эффективную организацию оказания высококачественной медицинской помощи для всего населения при экономически обоснованных затратах.

 

(*) Платформа электронного здравоохранения — технологическая и техническая система обеспечивающая участникам медицинского пространства возможность обмена информацией без разработки базовых интерфейсов и протоколов обмена (участниками медицинского пространства являются люди, технические устройства и программы) © RS

 

Платформа должна решать задачи:

 

клинической, превентивной и профилактической медицины, обеспечивая преимущественное развитие превентивной и профилактической медицины. В качестве инструмента профилактики должна быть реализована система, позволяющая участнику системы самостоятельно или с помощью своего персонального консультанта составлять личную программу по улучшению здоровья и отслеживать автоматизированно показатели, получаемые с различных медицинских устройств, в первую очередь, мобильных гаджетов.

 

Клиническая медицина обеспечивается автоматизацией медицинских процессов на уровне пациентов, врачей и клиник.

 

Отдельным важным элементом является то, что Платформа должна быть также инструментом для решения задач специального раздела здравоохранения — Промышленной медицины, предъявляющей особые, в некоторых случаях, критически жесткие требования к отдельным категориям специалистов на особо напряженных участках работы.

 

Платформа должна полностью соответствовать и поддерживать двухзвенную архитектуру Нового здравоохранения, с уровнем первичной медицинской помощи и специализированным уровнем высокотехнологичной медицины, обеспечивая их интеграцию на уровне единого доступа к данным и совместную работу с “общими” пациентами

 

Платформа должна формировать Единое медицинское пространство (ЕМП) и обеспечивать функциональную поддержку для всех участников, прежде всего, пациентов и врачей, руководителей медицинских учреждений а административного аппарата, а также для фармацевтов, страховщиков, юристов и т.д., для сферы специального образования — преподавателей и студентов, для научной-инженерной сферы — ученых и исследователей

 

Идеология электронного здравоохранения

 

заключается в создании системы сбора всей медицинской информации в Единое медицинское пространство с предоставлением участникам ЕМП доступа к собираемой информации (в соответствии с правами доступа) и возможности решать различные задачи с помощью предоставляемых  Платформой универсальных систем — для отдельных клиник (клиническая информационная система (КИС / HIS) и функциональных систем — общего назначения, так и специальных систем, как, например, мониторинг данных от кардиоимплантатов, мониторинг беременных, мониторинг уровня свертываемости крови (антикоагуляция), мониторинг уровня сахара при диабете или риске его возникновения, и т.д. -  от различных провайдеров медицинских услуг и разработчиков

 

Платформа должна взаимодействовать с клиническими информационными системами различных производителей, но также обязательно необходимо разработать  специальную легкоустанавливаемую облачную  Клиническую информационную систему (ОКИС / СHIS), которая будет интегрирована с Платформой.

 

ОКИС должна быть разработана  исключительно в облачной архитектуре, что позволит сократить время установки, обучения пользователей и обеспечить запуск в “промышленную эксплуатацию” в считанные дни. В клинике не потребуется устанавливать никакого дополнительного оборудования, поскольку точка входа в систему будет осуществляться с любого устройства, имеющего доступ к интернет. Это даст возможность установить современную систему тем малым клиникам, которые прежде работали без системы в силу дороговизны или технической сложности, и также перейти тем, чья система устарела или громоздка.

 

Особое внимание должно быть уделено средствам разработки — это может быть проприетарное или свободно распространяемое программное обеспечение, или их сочетание. Плюсы и минусы их широко и постоянно обсуждаются, важно, чтобы выбор был обоснованным.

 

Тем самым, ОКИС, многофункциональной системой управления клиникой, в то же время, ускорит привлечение в Платформу новых участников, поскольку в клиниках, работающих под управлением ОКИС,  преимущества Платформы будут очевидны даже для людей, мало использующих интернет, а персонал клиник будет прямо заинтересован в привлечении пациентов в участие в Платформе.

АРХИТЕКТУРА СБОРА МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

Платформа должна собирать и уметь работать с информацией из всех источников (радиологическое и лабораторное медицинское оборудование, клинические информационные системы, мобильные гаджеты непрерывного мониторинга) и обеспечивать комфортный доступ к ним.

 

Надо видеть разницу между системами с абсолютной полнотой данных, например, банковские системы, и системами, где полноты данных достичь невозможно или нецелесообразно. Здравоохранение относится ко второму типу.

 

Именно выбор архитектуры с централизацией всех данных и стал одной из причин краха многих проектов электронного здравоохранения.

 

Платформа должна уметь работать как с централизованными данными, так и с распределенными.

 

Для работы с централизованными данными Платформа должна предоставлять архитектуру централизованного хранилища данных (ЦХД) и Систему дистрибуции изображений.

 

Распределенные данные хранятся в различных хранилищах. Для одновременной работы с централизованными и децентрализованными данными Платформа должна использовать специальный диспетчер с функциями супервизора и контроля транзакций, который позволяет отслеживать все доступные данные и транзакции, касающиеся выбранного объекта. Технические средства сегодня легко позволяют получать быстрый доступ к распределенным данным по ссылке или индексу и обеспечивают контроль за целостностью информации.
Платформа обеспечивает:

 

  • для пациентов — сбор и  возможность управления всеми личными медицинскими данными, предоставления необходимых данных выбранным врачам, непрерывная экспертная помощь в виде информационной поддержки, постоянной связи с персональным врачом, консультаций экспертов в выбранных областях
  • для врачей — возможность видеть все необходимые данные по пациенту,  консультироваться с экспертами и координировать свою работу с клиниками
  • для клиник — возможность непрерывного контакта и наблюдения за своими пациентами
  • для страховых компаний — возможность оперативного взаимодействия с провайдерами медицинских услуг и повышения объективности их требований

 

Ключевыми инструментами для Платформы:

 

  • современные медицинские технологии
  • информационные технологии, обеспечивающие сбор, обработку и распределение больших массивов данных
  • телекоммуникационные технологии, обеспечивающие устойчивый доступ к систему и поддерживающие высокоинтенсивный трафик данных

 

Добавленная стоимость возникает:

 

  • для пациентов — при реализации индивидуальных программ здоровья и в результате более простого доступа к специалистам, в том числе, экспертного уровня
  • для врачей и клиник — за счет снижения непроизводительных расходов (например, устранения дублированных анализов) и повышения производительности с более высоким качеством
  • для страховых компаний — за счет уменьшения необоснованных счетов и возможности непосредственно влиять на качество оказываемых медицинских услуг

 

Отдельно следует упомянуть фармацевтические компании, для которых

Платформа является каналом адресной доставки предложений и в то же время обеспечивает обратную связь по эффективности применения препаратом и медикаментов.

 

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ И ИНТЕРНЕТ

 

Основой реализации решения как бизнеса уровня массового  внедрения является Телекоммуникационная составляющая, поскольку Новое здравоохранение сопровождается очень высоким трафиком данных и огромными массивами данных, которые в совокупности представляют новую сущность, так называемые big data.

 

Платформа электронного здравоохранения использует интернет и облачное хранение данных как основную инфраструктуру.

Системы предоставления различных сервисов через интернет показывают ежегодный рост в 10-20 и более %. Нет сомнения, что и в здравоохранении  службы, предоставляемые через интернет, будут все более востребованы и со временем из систем опциональных де-факто будут становиться основными системами де-юре.

 

Платформа может работать на любом Центре обработки данных (ЦОД), публичном, государственном или частном, в зависимости от условий заказчика. Платформа может клонироваться и использоваться для высоко защищенных групп участников, работать на собственном сервере без выхода во внешний интернет, например, в рамках страховой компании или корпорации.

 

ПОТРЕБИТЕЛИ И ЗАКАЗЧИКИ

 

Платформа должна быть универсальным решением, что позволит  ее применить для различных категорий участников:

 

  • индивидуальный пользователь — любое физическое лицо
  • клиника или частнопрактикующий врач
  • корпорация — это очень важный участник медицинского пространства, поскольку корпорации все более заинтересованы в стратегическом поддержании здоровья  своих сотрудников и членов их семей, Платформа позволяет создать внутри корпорации систему поддержки медицинского  обслуживания — корпоративный кластер

 

Платформа является исключительно эффективным инструментом для совместной работы сложных организаций, таких, как сети клиник или интегрированные структуры, включающие в себя объединения разного профиля, например, ассоциации, консорциумы и т.д. и может обеспечить полное управление здравоохранением в рамках административной территории — района, области или целого государства

 

Устойчивость Платформы

 

Устойчивость Платформы должна обеспечиваться глубокой привязкой к медицине. Соответственно разработка Платформы электронного здравоохранения должна вестись в тесном взаимодействии с медицинским сообществом и сопровождаться непрерывным исследовательским процессом.

 

Таким образом, Платформа представляет собой комплекс программно-аппаратных продуктов, и организационных механизмов, который обеспечивает повышение качества оказания медицинской помощи и увеличение объема медицинских услуг посредством интеграции всех участников системы здравоохранения и единого управления и обработки всеми медицинскими данными, то есть, предназначена для пациентов, врачей, клиник, фармацевтических и страховых компаний, а также всех других участников системы здравоохранения.

 

Платформа является самостоятельным решением, которое выводит Здравоохранение на качественно иной уровень эффективности по объемам и качеству медицинской помощи, при глубокой оптимизации расходов. Экономический потенциал данного решения соизмерим с частью бюджетов на здравоохранение, выраженной от этих бюджетов в процентах в  2-значных цифрах.

 

ВЫВОДЫ

 

Модернизация здравоохранения должна направляться Национальной программой развития здравоохранения.

 

Национальная программа руководствуется перспективной Концепцией, в которой государством отрасли определены глобальные цели.

 

Основой Национальной программы служит Стратегия, представляющая формирование ресурсов и условий для реализации Концепции.

 

Дорожная карта фиксирует этапы реализации стратегии, указывает  функционалы, которые необходимо запустить, обозначает задачи для конкретных проектов.

 

Проекты могут быть медицинскими и инфраструктурными, в частности, для реализации Электронного здравоохранения.

 

Электронное здравоохранение — один из важных функционалов для выполнения Программы и, соответственно, реализации Концепции.

 

Электронное здравоохранение — это и функционал, и выделенная сущность здравоохранения, разработка электронного здравоохранения — это самостоятельный проект, но в рамках единой национальной программы.

Ключевыми элементами Платформы являются система хранения и дистрибуции данных, система управления клиникой, единый информационный портал для всех участников медицинского пространства