sungatov

Новое здравоохранение — конкуренция и качество

Расходы на здравоохранение практически повсеместно растут быстрее ВВП (валового внутреннего продукта), становясь через какое-то время непосильной нагрузкой для государства и граждан.

 

И тогда призываются эксперты по эффективности и мы вступаем “в эпоху перемен”.

Известнейший эксперт по повышению эффективности предприятий и отраслей за счет конкуренции по качеству Майкл Портер предложил, по примерам из других отраслей, повысить эффективность здравоохранения путем стимулирования конкуренции по качеству в борьбе между медицинскими операторами за пациента.

 

Великим гуру свойственна должна быть недосказанность.  Для решения практических вопросов существуют прикладные аналитики.

 

Мы полностью поддерживаем идею профессора Портера — раз здравоохранение погрузили в рыночную среду, значит, — “конкуренция”.

 

Однако, конкурировать за клиента можно многими способами, и конкуренция по качеству наступает, пожалуй, когда все другие способы исчерпаны, а продукт становится типическим.

 

Действительно, выбирая между двумя примерно одинаковыми автомобилями по характеристикам, покупатель знает все о предлагаемых изделиях, выбирает лучшего производителя, может заменить неудачную покупку, может получить компенсацию как за некачественную покупку, так и за тот вред, который был следствием низкого качества.

 

А пациент? Есть страны, где он даже выбрать клинику не может (или это стоит больших усилий)! И делает ли пациент осознанный выбор? Ведь осознанный выбор — и есть основа конкуренции, тем более, — по качеству.

 

Мы формулируем “семь проблем НЕ-  Пациента”, которые надо решить, прежде чем пациент сможет свой выбор сделать, а выбор будет — осознанным.

 

Эти проблемы — четыре “НЕ ЗНАЕТ” и три “НЕ МОЖЕТ”.

Пациент НЕ ЗНАЕТ:

 

  • в чем причина его мучения или дискомфорта
  • нужно ли ему то, что предложил врач
  • выполнил ли врач то, что предложил
  • стоит ли это столько, сколько с него взяли

 

Пациент, в отличие от покупателя автомобиля, НЕ МОЖЕТ:

 

  • Выбрать лучшего специалиста и лучшее изделие (лучшего — надо знать, к лучшему — надо иметь право попасть, к лучшему — надо иметь возможность попасть)
  • Заменить неудачную покупку (нельзя неудачно вырезанный аппендикс вырезать повторно)
  • Получить компенсацию от бракодела (покупатель бракованного автомобиля просто получит новый, а те редчайшие случаи, когда пациенту удалось получить компенсацию за плохо выполненную операцию, только подтверждают правило, и если компенсация все же была, то она очень условная — скорее всего это деньги, за которые все равно нельзя восстановить “как было”)

То есть, цепочка выглядит так:

 

Устранение “СЕМЬ НЕ-”  ⇒ Определение Продукта ⇒

Выталкивание конкуренции в зону Качества ⇒ крикнуть Ура Майклу Портеру

 

 

А до тех пор, пока мы не решили эту задачу, операторы здравоохранения будут конкурировать между собой в борьбе за пациентами всем доступными средствами, среди которых Качество — на последнем месте, а мы будем искать осмысленные тактики и стратегии, как затруднить медицинским операторам конкуренцию иными методами, чем Качество.

 

То есть, будем увеличивать прозрачность, устранять протекционизм, поощрять ответственное поведение на рынке. Для этого у нас есть мощнейший инструмент — Электронное здравоохранение. Но это не только инструмент, это и оружие. Использовать его надо исключительно продуманно.

 

Переосмысление системы здравоохранения. Как создать конкуренцию, основанную на ценности и ориентированную на результат

Автор(ы): Майкл Портер

Издательство: «Книжкове видавництво Олексiя Капусти«, — 2007

Оригинал (англ.): «Redefining Health Care: Creating Value-Based Competition on Results» by Michael E. Porter, Elizabeth Olmsted Teisberg

 

ВЫВОДЫ

 

Только конкуренция за качество сдвигает систему здравоохранения в сторону более высокой эффективности.

 

“Чистая” конкуренция за качество возможна, когда будет определен продукт здравоохранения и пациент перестанет быть отстраненным от ЗНАНИЯ этого продукта.

 

Электронное здравоохранение — мощный инструмент для непрямых методов побуждения к конкуренции за качество