sungatov

Новое здравоохранение — по-сущностный анализ

Покомпонентный анализ системы здравоохранения помогает увидеть структуру здравоохранения, организационные механизмы, обеспечение ресурсами, определенные результаты хозяйственной деятельности.

 

Вместе с тем, система здравоохранения встроена в государственную систему и неразрывно взаимодействует практически со всеми ее составляющими.

Для лучшего понимания различных аспектов системы здравоохранения и взаимодействия системы здравоохранения с другими государственными структурами покомпонентный анализ может быть дополнен  по-сущностным анализом.

 

То есть, мы рассматриваем систему здравоохранения как совокупность ряда сущностей.  Сущность — это явление, свойство, характеристика всего объекта (в нашем случае, системы здравоохранения) в рамках всего его содержания, в то время как компонент — часть объекта с четкими границами внутри объекта.

 

Мы выделяем следующие сущности:

 

  • Государственная
  • Социальная
  • Правовая
  • Организационная
  • Административная
  • Финансовая
  • Экономическая
  • Медицинская
  • Технологическая

 

Далее немного подробнее.

 

Государственная

 

Система здравоохранения — неотъемлемая составляющая государственного управления и политики. Государство устанавливает правовой статус здравоохранения и организационные формы, определяет уровень своего участия в управлении, регламентирует порядок взаимодействия с другими отраслями, устанавливает ответственность исполнителей.

 

Социальная

 

Одно из важнейших свойств системы здравоохранения во всех странах — это участие в реализации системы социальной солидарности. Однако, каждое государство по-своему определяет принципы социальной солидарности, уровень социальной поддержки, организационный порядок и меру со-ответственности граждан.

Правовая

 

Правовая сущность на законодательном уровне определяет и фиксирует и организационную модель, и порядок финансирования, и компетенции и ответственность участников. Это выражается в определенной совокупности законов и подзаконных актов. Если, как это обычно бывает, развитие законодательной базы происходит за счет дополнительных законов, как решение “вновь возникших обстоятельств”, то система правового обеспечения становится со временем все более громоздкой, запутанной и противоречивой и правоприменение становится все более субъективным.[1]

Организационная

 

Организационная сущность определяет порядок организации здравоохранения по территориям, по службам и структурным подразделениям и по направлениям (нозологиям).

 

Административная

 

Административная сущность отражает структуру управления отраслью — чаще всего, это министерство здравоохранения — порядок подчинения, иерархия, отчетность ,нормативы и т.д., а также формальное взаимодействие с государственными институтами и сотрудничающими отраслями и структурами (страховщики, фармпроизводители и разработчики медицинской техники, регуляторы и т.д.)

Финансовая

 

Финансовая сущность определяет порядок финансирования системы здравоохранения — модель финансирования (бюджетная, страховая, смешанная), со-финансирование пациентом и фондами и т.д.

 

Экономическая

 

Экономическая сущность определяет порядок хозяйственной и  коммерческой деятельности отрасли — получение вознаграждения за конкретные виды работ, возможность генерирования прибыли и порядок ее использования.

 

 

Медицинская

 

Медицинская сущность выражается интенсивностью и приоритетами оказания медицинской помощи, уровнем медицинского оборудования, внедренными медицинскими процессами и видами конкретных процедур, принятыми к применению препаратами и т.д.

 

Технологическая

 

Технологическая сущность определяет уровень решения поддерживающих процессов — информационных, коммуникационных, логистических и иных инфраструктурных.

 

ВЫВОДЫ

 

Здравоохранение может быть проанализировано по-компонентно и по-сущностно.

В первом случае, мы получаем представление об эффективности организации работы отдельных звеньев, во втором случае — о том, какого уровня логика и технологии применены для обеспечения тех или иных свойств все системы.

Эти два метода хорошо дополняют друг друга и позволяют выработать предложения по оптимизации работы как отдельных звеньев, так и всей системы в целом