sungatov

Новое здравоохранение — Человеческий ресурс и Человеческий капитал

До недавнего времени государства, как и корпорации, воспринимали граждан как человеческий ресурс.

 

Человеческий ресурс — объем различного вида деятельности, который способен осуществить человек или группа людей в выбранной системе или территории       © RS
 

Только в конце прошлого столетия стало закрепляться отношение к людям как к человеческому капиталу. Человеческий капитал первоначально понимался как набор знаний и умений, сегодня это более широкое понятие, которое включает в себя все инвестиции в человека, такие как культура, образование, здравоохранение  и др. И в этом контексте — Человеческий капитал наряду с ресурсами и технологиями представляет собой составляющую благосостояния государства.

 

Человеческий капитал - навыки и умения, а также культурный, ментальный, образовательный уровень и уровень здоровья человека или группы людей в выбранной системе или территории       © RS

 

Разница между человеческим ресурсом и человеческим капиталом не арифметическая, а системная. Ресурс подлежит расходованию и восстановлению. Капитал надо преумножать и взращивать.

 

“Классическое” здравоохранение ориентировано именно на поддержание Человеческого ресурса, а не на преумножение Человеческого капитала. Сегодняшнее здравоохранение — это комплекс мер организационного и административного характера, который ориентирован, главным образом, на клиническую медицину, которая решает проблемы уже нарушенного здоровья пациента (фактически, ресурсо-восстановление)

 

В то же время, более важным является предупреждать нарушения здоровья путем упреждения (превенции) и профилактики (ЗОЖ). Социальный заказ на профилактическое здравоохранение растет, и можно уже сегодня видеть, как политическая власть начинает уделять профилактическому здравоохранению все большее внимание.

 

Поскольку люди начинают рассматриваться не как ресурс, а как капитал,  и их здоровье определяет потенциал каждого, то понятно, что здравоохранение имеет очень важное значение для развития Человеческого капитала и здравоохранение вносит свою ценность в человеческий капитал — человека или совокупности людей. Измерить точно “количество здоровья” мы пока не умеем, но мы можем определить принципиальные показатели по человеческом капиталу для здравоохранения.

 

Правильным целеполаганием в части здравоохранения представляются:

 

  1. Повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи
  2. Увеличение продолжительности как всей жизни населения, так и обязательно ее продуктивной составляющей

 

Именно эти две цели являются базовыми показателями для Нового Здравоохранения.

 

Новое здравоохранение — это экономически устойчивая система Здравоохранения, ориентированная на пациента © RS

 

где:

—————-

Пациент-ориентированность означает нацеленность на здоровье-восстановление, здоровье-поддержание и здоровье-укрепление для каждого гражданина © RS

—————-

Экономическая устойчивость означает, что система может достаточно долго существовать и развиваться на заданной территории в рамках предусмотренного и наличествующего ресурсного обеспечения © RS

Обществу необходимо Новое здравоохранение.

 

Мы определяем четыре базовые требования, каким должно быть Новое здравоохранение.

 

Здравоохранение должно быть:

 

  • персональное (адресованное к каждому гражданину)
  • непрерывное (с постоянным наблюдением, обслуживанием и измерением параметров онлайн каждого пациента)
  • качественное (давать заключение должен не “ближайший” врач, а профильный специалист экспертного уровня)
  • доступное (медицинские услуги должны иметь социально приемлемую стоимость)

 

Для решения этой задачи необходимо изменить систему здравоохранения на пациент-ориентированную, поставив в центр системы не администратора, клинику или врача, а именно пациента. В этом решение главной принципиальной проблемы здравоохранения с точки зрения системного отраслевого управления,  каковой является неопределенность продукта.

 

Основным продуктом здравоохранения должно быть здоровье пациента. Именно пациент является потребителем продукта здравоохранения, от него исходит запрос на продукт здравоохранения. Помещая пациента в центр системы, мы фиксируем продукт здравоохранения, обеспечивая выход на решение задачи повышения эффективности функционирования системы здравоохранения. При этом, безусловно, пациент должен иметь квалифицированного и надежного персонального помощника в сложном мире профессионального  здравоохранения.

 

Сложность задаче придает то обстоятельство, что формирование Нового здравоохранения должно происходить в рамках существующего здравоохранения. Соответственно, Новое здравоохранение должно быть реализовано на платформе, поддерживающей интеграцию с текущими медицинскими процессами.

 

ВЫВОДЫ

 

Государства меняют свое отношение к Человеку, на смену представлению о человеке как о Человеческом ресурсе приходит понятие Человеческий капитал.

 

Капитал надо преумножать, Здравоохранение — играет важнейшую роль в сбережении здоровья человека.

 

“Классическое” здравоохранение ориентировано на восстановление Человеческого ресурса.

 

Для сбережения и преумножения Человеческого капитала нужно Новое здравоохранение, ориентированное на пациента.

 

Переход должен осуществляться без разрыва функциональности.