sungatov

Эргономика при проектировании пользовательских интерфейсов программного обеспечения

Компания «Корпоративные информационные рутины (КИР)» имеет большой опыт в разработке программных продуктов, предназначенных для автоматизации клиник различного уровня, и вопрос эргономики пользовательских интерфейсов нами хорошо изучен. На сегодняшний день техническое оснащение современных рабочих мест врачей и других медицинских работников требует тщательного освоения компьютерных программ как основных средств труда. Взаимодействие с компьютером становится неотъемлемой частью их работы. Деятельность, которая у врача прежде выполнялась путем записи информации по пациенту, поиском данных по ранее проведенным исследованиям в бумажной карточке пациента, разбором сведений, написанных вручную на бланках карточки, с внедрением компьютеров получила форму виртуального отображения, где многие ручные операции автоматизировались, а сам процесс решения профессиональных задач перешел в режим диалога «человек-компьютер». В связи с этим тема эргономики в проектировании интерфейсов является актуальной и востребованной.

С точки зрения эргономики, цели, которые необходимо достичь в результате проектирования и разработки программных продуктов следующие:

  • Эффективность: с помощью данного программного продукта пользователь может достичь целей и решить задачи, которые перед ним стоят, с минимальными трудозатратами.
  • Продуктивность, результативность: за минимальное время достигать наивысшего результата.
  • Субъективная удовлетворенность трудом пользователя: отсутствие раздражения, недовольства, негативных эмоций.

Существует ряд основных принципов построения интерфейсов:

  • Принцип группировки — согласно этому правилу, экран программы должен быть разбит на ясно очерченные блоки элементов, может быть, даже с заголовком для каждого блока.
  • Кошелек Миллера - емкость памяти ограничена семью цифрами. Соответственно необходимо группировать сущности в программе (пункты меню, закладки, опции на этих закладках и т. п.) желательно с учетом этого правила — то есть не более семи в группе, в крайнем случае – девяти.
  • Бритва Оккама или KISS:
    • любая задача должна решаться минимальным числом действий;
    • логика этих действий должна быть очевидной для пользователя;
    • движения курсора и даже глаз пользователя должны быть оптимизированы.
  • Видимость отражает полезность — вынести самую важную информацию и элементы управления на первый план и сделать их легкодоступными пользователю, а менее важную — переместить, например, в меню.

Приведя несколько примеров интерфейсов программного продукта 2014 года в сравнении с 2011 годом видно насколько «шагнула» вперед эргономика интерфейса. Рассмотрим три рабочих места: врача клинического отделения, врача функциональной диагностики и экономиста.

На рис. 1 представлен пример экрана 2011 года – список госпитализированных пациентов с указанием даты госпитализации, койки и профиля пациента. В списке была предусмотрена также возможность выполнения некоторых действий с историей болезни: формирование дневников, осуществление переводов, изменение лечащего врача, выписка и другое.

EHRs

Рис. 1 АРМ врача клинического отделения – список историй болезни, 2011 год

На рис. 2 – пример экрана уже от 2014 года. В списке историй болезни указывается теперь такая информация как процент выполненных обязательных услуг в зависимости от нозологий в течение первых трех дней с момента госпитализации (срок постановки клинического диагноза), отображаются отклонения результатов услуг (лабораторные исследования, диагностические исследования, операции).

EHRs_2014

Рис. 2 АРМ врача клинического отделения – список историй болезни, 2014 год

Рассмотрим ещё один пример из АРМа врача клинического отделения – лист назначений. На рис.3 приведен лист назначений образца 2011 года в виде списка препаратов, содержащего такую информацию как признак выполнения назначения (сокращение «ВЫП.» в первой колонке и выделение жирным шрифтом). Об отсутствии препарата на складе сигнализирует красный шрифт.

medicines

Рис. 3 АРМ врача клинического отделения – лист назначений, 2011 год

В 2014 году функционал листа назначений включает диаграмму «Ганта» с различными оповещениями об аллергиях пациента, взаимодействиях препаратов, о назначении препаратов «вне стандарта».

medicines_2014

Рис. 4 АРМ врача клинического отделения – лист назначений, 2014 год

Для оперативного отклика медсестры и врача созданы уведомления о новых и выполненных назначениях.

Вся эта информация позволяет врачу и медсестре оперативно реагировать в ходе лечения, что, безусловно, повышает эффективность, продуктивность и субъективное удовлетворение.

Повышение эффективности работы с программой было достигнуто за счёт следующих приёмов:

  • При назначении препаратов в первую очередь предлагается список препаратов по стандарту лечения пациента.
  • Удобная схема лечения пациента, которая может базироваться на стандарте лечения пациента или других особенностей. Одним кликом возможно назначить все необходимые препараты при том или ином заболевании.
  • Показ препаратов, взаимодействующие  с уже назначенными препаратами.
  • Оповещения пользователей: о назначении не по стандарту, о новых назначениях пациенту, о выполнении назначения.

notifications

Рис. 5 Примеры оповещений

  • Контроль выполнения необходимых исследований пациенту в период установки клинического диагноза.
  • Просмотр и открытие протоколов исследований, не заходя в карту истории болезни.
  • Для важных и неотложных вопросов применяются модальные окна, которые надо обязательно закрыть, чтобы продолжить работу.
  • Положение и размеры окон, появляющихся на экране, запоминаются для каждого пользователя. После некоторого периода работы система подстраивается под пользователя, или можно даже сказать, «запоминает его привычки», в результате чего пользователь при работе с системой чувствует себя комфортно.
  • В системе предусмотрены шаблоны для регулярно повторяющихся действий: назначение лекарственной терапии по схеме, назначение исследований по шаблону. Шаблоны возможно сохранить как для использования только одного пользователя, так и для пользователей целого отделения.

Если говорить о работе врача функциональной диагностики, то в первую очередь был значительно упрощен импорт данных с аппарата, что сократило время и повысило точность протокола.

EchoCG

Рис. 6 АРМ врача отделения функциональной диагностики — Интерфейс протокола ЭхоКГ, 2011 год.

EchoCG_2014

Рис. 7 АРМ врача отделения функциональной диагностики — ЭхоКГ Интерфейс формализованного протокола, 2014 год.

Помимо этого, была изменена группировка параметров и добавлена графическая карта для ввода и отображения параметров. Например, так выглядит теперь отображение сегментарной оценки сократимости миокарда левого желудочка (рис. 8) — в виде полярной диаграммы, представляющей все отделы миокарда на плоскости, так называемой «Бычий глаз». Различными цветами кодируется степень отклонений с дополнительным буквенным обозначением. Добавлен автоматический расчет индекса сократимости левого желудочка в зависимости от введенных данных. При некорректном вводе данных пользователь получает соответствующий визуальный сигнал.

segmental_assessment

Рис. 8 Интерфейс ввода сегментарной оценки сократимости миокарда левого желудочка, 2014 год.

Важным нововведением стала возможность получения динамики по численным показателям и изображениям исследования.

dynamic_EchoCG

Рис. 9  Формирование динамики по показателям ЭхоКГ, 2014 год

ECG

Рис. 10 Работа с изображениями ЭКГ, 2014 год

Данные нововведения позволили значительно повысить скорость и качество подготовки протокола отделением функциональной диагностики.

Решения КИР включают в себя не только рабочие места медицинских работников. Информационно-аналитическая система управления ЛПУ включает в себя линейку для административно-хозяйственного персонала и экономической службы.

Рассмотрим пример интерфейсных решений экономиста. До внедрения системы АРМ экономиста состоял из набора таблиц Excel со сложными взаимосвязями и необходимостью большого объёма ручного ввода.

Сейчас АРМ экономиста включает в себя:

  • планирование медикаментов с учетом введенных планов по стандартам, планов по медицинским услугам в отдельности, дезинфицирующих средств:
  • расчет прогнозируемых остатков на складах отделений и аптеки,
  • учет приходов в аптеку по контрактам текущего года,
  • учет расходов отделений за текущий год на пациентов: списания на медикаментозное лечение, на проведение исследования, на дезинфекцию при проведении исследования,

Все вышеперечисленные действия происходят на одной форме (рис.11), с актуализацией данных по остаткам, приходу и расходу, т.е. изменения с остатками на складе аптеки экономистам будут отражены в режиме
on-line, что повышает эффективность и результативность работы экономиста.

calculation

Рис. 11 Расчет прогнозируемых остатков, учет приходов, расходов, 2014 год.

  • уведомление сотрудников материально-технической службы об изменениях сметы, и соответственно напоминания о необходимом изменении лотов и контрактов для закупки изделий медицинского назначения (Рис.11),

requests

Рис. 12 Уведомления сотрудников МТС, 2014 год.

  • окончательное формирование лотов и контрактов.

В заключении отмечу, что в разработке интерфейсов наших программных продуктов не используется один конкретный метод построения UI, скорее используется комплекс критериев для получения более эргономичной и качественной системы. Всегда при проектировании интерфейса учитывается мнение конечного пользователя, как основного потребителя продукта.

Работа над улучшением пользовательского интерфейса не может быть выполнена полностью. Пользовательский интерфейс систем должен учитывать рост технических возможностей оборудования и развития медицины. На сегодняшний день, не останавливаясь на достигнутом, нами продолжается постоянное совершенствование программного продукта для создания максимального удобства сотрудников клиники.