sungatov

Новое здравоохранение и модернизация национальной системы здравоохранения — Реформы или Трансформация

Модернизация - по определению из википедии (взято сокращенно) (от англ. modern — современный, передовой, обновлённый) — это:

  1.     приведение объекта в соответствие с новыми требованиями. Модернизируются в основном машины, оборудование, технологические процессы (например, модернизация компьютера).
  2.     Макропроцесс перехода от традиционного общества к модерновому обществу
  3.     Процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения развития

( по ссылке из википедии )

 

Любая социальная система погибает, если не модернизируется, поскольку система находится в “живой” среде, которая непрерывно меняется. Нарастающее несоответствие изменяющейся среде приводит, в конечном итоге, к коллапсу системы. Соответственно, модернизация — это и естественное свойство любой системы, и единственная возможность поддерживать свое функционирование в долгосрочной перспективе.

 

Для производственных отраслей сопротивление или замедление модернизации влечет:

 

  • в краткосрочном горизонте — замедление темпов развития и, как следствие, снижение доходности
  • в среднесрочном горизонте — уменьшение доли рынка, снижение конкурентоспособности, дальнейшее снижение темпов развития и отставание от конкурентов
  • В долгосрочном горизонте — гибель системы

 

Для здравоохранения сопротивление или замедление модернизации:

 

  • в краткосрочном горизонте — не влечет НИКАКИХ рисков
  • в среднесрочном горизонте  - влечет ослабление позиций на внешнем рынке, в частности, поток пациентов извне ослабевает — до полного исчезновения, а наиболее платежеспособные собственные граждане начинают искать медицинскую  помощь за границей
  • не вызовет гибели даже в долгосрочном горизонте,  но влечет риски ухудшения демографической ситуации, ухудшения социальной структуры (в частности, увеличивается разрыв качества жизни платежеспособного и неплатежеспособного населения), уменьшения национального Человеческого капитала, что отражается на экономике государства в целом

 

Модернизироваться — всегда больно. Всегда есть желание “оставить все как есть”.

 

Но риски таковы, что у государства, ставящего целью развитие и усиление конкурентоспособности, альтернативы модернизации нет.

 

Соответственно, вопрос, как должна осуществляться модернизация.

 

Существует два основных подхода — реформирование или трансформация.

 

В обоих случаях Инструмент модернизации — всегда инновации. Но инновации сами по себе не обязательно означают реформу или трансформацию.

 

Определим данные понятия.

 

Реформа, как указано в Википедии:

 

Реформа (лат. reformo) — изменение правил в сфере человеческой жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём. В частности, процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот — увеличение доходов.    (по ссылке из википедии )

 

Сложновато. Попробуем упростить:

 

Реформа — совокупность  существенных изменений некоторого свода правил функционирования системы, проводимых в рамках самой системы (то есть, БЕЗ изменения самой системы)© RS

 

Инновация — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост продукции или эффективности процессов, востребованное рынком. © RS

 

Трансформация - преобразование основ и принципов функционирования выбранной системы © RS

То есть, вопрос не в том, надо ли модернизировать здравоохранение, вопрос в том, изменять ли принципиально характер деятельности системы здравоохранения или ограничиться совершенствованием выбранных элементов.

Выбор, в конечном счете, делает Общество, а решение принимает Руководство.

 

Однако очень важно, чтобы при реализации выбора учитывалось  принципиальное отличие системы здравоохранения как отрасли от других отраслей народного хозяйствования.

 

Притом что технологии непрерывно развивались, именно отсутствие или неочевидность рисков, а также свойственная медицине сакральность, цеховая закрытость и корпоративная сплоченность, отсутствие возможности объективного контроля — работу врача мог проверить и оценить только другой врач — привело к замораживанию развития организации отрасли.

 

Организационная модель здравоохранения, которая по-прежнему является основой здравоохранения многих государств, особенно, на постсоветском пространстве, часто называют по имени  первого наркома здравоохранения молодого Советского государства, системой Николая Александровича Семашко.

 

Эта система обеспечила тотальную диспансеризацию, для чего была построена по многоступенчатой иерархической модели, при этом, основной своей задачей система ставила сбережение человеческого ресурса, а личность  отдельно взятого больного отходила на второй план. Это оправдывало себя в период мобилизационной экономики, и на протяжении практически ста лет определенные ее черты остаются актуальными.

 

Но сегодня мы живем в принципиально ином мире — как по обеспеченности ресурсами, по развитию технологий, так и по уровню жизни, образованности, интересов граждан и уровню их потребностей, отношению к своему здоровью и требованиям к здравоохранению.

 

При выборе, реформировать или трансформировать иерархическую систему, не удается исходить только из экономической оценки, затратности того и другого подхода.

 

Проблема в том, что более “экономный” метод может просто не обеспечить достижение базовых целей.

 

Мы по-прежнему хотим живое общение с врачом, мы и сегодня хотим, чтобы нас лечил Врач, но мы хотим при этом, чтобы вылечила нас — Медицина. То есть, врач, вооруженный всеми инструментами и знаниями, накопленными медициной на всех пациентах на протяжении всей истории.

 

Однако сама природа иерархической системы такова, что движение происходит по жесткому алгоритму, не допуская (или допуская крайне неохотно) каких-либо объективных нестандартных запросов или индивидуальных предпочтений.

 

Решать эту задачу возможно только трансформированием системы здравоохранения.

 

Для определения итогового состояния, к чему должна привести трансформация, необходимо разрабатывать концепцию, которая будет опираться на:

 

  • лучшие страновые практики
  • рекомендации Всемирной организации здравоохранения
  • особенности системы здравоохранения и государственного управления
  • теоретические исследования
  • опыт и креативность специалистов и всего Общества.

 

ВЫВОДЫ

 

Отсутствие или низкие темпы модернизации системы здравоохранения могут повлечь в среднесрочном и долгосрочном горизонте серьезные проблемы как для граждан, так и для государства

 

Модернизация может быть реализована двумя подходами — реформы или  трансформация

 

Для государства с системой здравоохранения, работающей по принципам иерархической системы (системы Семашко) Реформный подход представляется более понятным и экономным, но не обеспечивает реализацию принципа пациент-ориентированности

 

Для того, чтобы система здравоохранения соответствовала современным требованиям, была ориентирована на пациента, обеспечила высшее качество оказания медицинской помощи для каждого пациента, нужен иной подход — Трансформация.

 

Подход трансформационный может представляться более сложным, рискованным, но он решает задачу повышения удовлетворенности граждан и является важной основой успешного развития отрасли и, в конечном счете, всего государства.

 

Для определения конечного целеполагания Трансформации должна быть разработана соответствующая Концепция.