sungatov

Цифровая трансформация и перспективы развития здравоохранения Беларуси до 2030 года — актуальные вопросы, ожидания и вызовы

11 июня 2018 года в Минске прошел семинар «Цифровая трансформация и перспективы развития здравоохранения Беларуси до 2030 года — актуальные вопросы, ожидания и вызовы».

 

Событие однозначно знаковое, поскольку впервые на представительном официальном форуме с участием представителей государства, профессионалов здравоохранения и бизнеса обсуждались базовые вопросы развития отрасли на длительную перспективу.

 

Подробнее о семинаре можно прочитать в специальном релизе:

Семинар инициирован Научно-технологической ассоциацией «Конфедерация Цифрового Бизнеса» (далее – Конфедерация) во исполнение Соглашения о сотрудничестве с Министерством здравоохранения Республики Беларусь (далее — Министерство) и подготовлен созданной Конфедерацией Экспертной группой по разработке проекта Концепции развития здравоохранения Республики Беларусь на период 2019-2030гг и ее Комитетом по развитию электронного здравоохранения совместно с Министерством и при поддержке Администрации Парка высоких технологий (далее – ПВТ).
фото1
Семинар был предназначен для выработки консолидированной позиции и последующего налаживания скоординированной деятельности государства, бизнеса и профессионального сообщества с целью модернизации национальной системы здравоохранения в условиях объективно происходящей цифровой трансформации общества, экономики и государства на основе общего видения перспектив развития здравоохранения Беларуси до 2030 года.

 

Важнейшей задачей семинара было формирование требований к разрабатываемому Конфедерацией проекту Концепции развития здравоохранения Республики Беларусь на период 2019-2030гг., с учетом реализации компонента «Создание электронного здравоохранения и системы поддержки клинических решений» действующего проекта по модернизации системы здравоохранения Республики Беларусь.

 

На площадке бизнес-инкубатора ПВТ встретились представители системы управления здравоохранением, медицинских организаций республиканского и регионального уровней, представители Национального собрания Республики Беларусь, а также бизнес-сообщества. Впервые в таком формате обсуждается страновой проект по трансформации целой сферы жизнедеятельности — здравоохранения республики.

 

На семинар были приглашены международные эксперты, которые поделились опытом и своим видением как формулировать и решать проблемы отрасли, а также представили примеры реализации конкретных проектов, в первую очередь, с использованием современных информационных технологий.
фото2
Участники семинара сошлись во мнении, что ключевой задачей государства должно стать увеличение продолжительности продуктивной жизни населения. Решение системой здравоохранения этой и других задач невозможно без внедрения цифровых технологий, но социальная направленность остается во главе угла, и задача государства — гарантировать и обеспечить равные права граждан на получение медицинской помощи.

 

В последние годы в Беларуси много сделано для автоматизации различных направлений, в том числе, и в медицине. Вместе с тем, эти усилия часто носили узконаправленный, фрагментарный характер, были несистемными и разрозненными, что вызывает существенные трудности в интеграции и не позволяет совместно использовать накопленные данные и приобретенные знания. В целом же, система здравоохранения продолжает работать по модели прошлого столетия, а внедряемые современные технологии зачастую оказываются дополнительный нагрузкой, не улучшая качество оказания медицинских услуг и не делая работу врача более комфортной.

 

Как следствие, в обществе созрело понимание необходимости трансформации всей системы. При этом важно понимать, что нельзя остановить функционирование существующей системы, что, конечно, не облегчает задачу ее трансформации.

 

Новые возможности для такой трансформации дает принятый в декабре 2017 года Декрет Президента Республики Беларусь №8 «О развитии цифровой экономики».

 

В рамках поставленной задачи необходимо объединение усилий государства, медицинского и бизнес-сообщества, IT-профессионалов и самих граждан. Необходимо двигаться с учётом существующих реалий, но не ограничиваясь рамками текущих ограничений и решений, а совместными усилиями, при участии медицинского сообщества и IT-отрасли, сформировать Перспективную концепцию развития системы на долгосрочный период и планомерно ее реализовывать, сохраняя всё эффективно работающее и интегрируемое в новых реалиях.

 

Проект, финансируемый Мировым банком, дополнительно привлек внимание к здравоохранению как общественности, так и серьезных разработчиков, показал заинтересованность государства в изменении существующей системы здравоохранения. Данный проект рассматривается как стартовая площадка, закладывающая фундамент будущих перспективных проектов.

 

При этом важно понимать, что нельзя подходить к информатизации отрасли просто как к обособленной узконаправленной задаче — оцифровать то, что имеется. Ошибочно использовать новые цифровые технологии для поддержания ранее сложившихся в системе здравоохранения правовых, организационных и финансовых моделей. Необходимо подготовить почву — трансформировать отрасль в целом, приводя её структуру в соответствие с растущими требованиями общества к оказанию медицинской помощи и новыми технологическими возможностями, призывая всех членов общества поверить в возможность новых подходов и привлекая к участию в их реализации. Сами же технологии — это только инструмент решения задачи.

 

Опыт последних лет показал, что медицинское сообщество часто не в состоянии четко сформулировать ожидания и требования, а IT-бизнес не может дать цельный, исчерпывающе охватывающий потребности медиков продукт. Поэтому необходимо формирование связующего звена между двумя сторонами, с экспертизой как в области здравоохранения, так и в IT-сфере. Обобщая задачу, приходит понимание необходимости института главных конструкторов / архитекторов, обладающих компетенцией и готовых брать ответственность за реализацию сложных проектов на страновом уровне.

 

Государственное финансирование отрасли ограничено, а на масштабную трансформацию требуются существенные ресурсы. Кредит Мирового банка не в состоянии полноценно покрыть все расчетные потребности, но может быть использован для формирования основы дальнейшего развития.

 

IT-бизнес занимает активную позицию, обеспечивая финансирование и привлекая к созданию Концепции ведущих экспертов в различных областях, помогающих консолидировать понимание перспектив и возможностей, заложенных как в организационной структуре, так и человеческом потенциале республики, которые могут быть реализованы в логической последовательности успешных и инвестиционно-привлекательных проектов.

 

Важно, чтобы были найдены прозрачные подходы к инвестированию частного капитала в прогосударственную отрасль здравоохранения со стабильными и четкими правилами, обеспечивающими гарантии возврата инвестиций, что позволит бизнесу внести свой существенный вклад в развитие отрасли в целом.

 

Система управления здравоохранением должна концентрироваться не только и не столько на восстановлении здоровья, но и включать в себя эффективные превентивные и стимулирующие подходы по его поддержанию и укреплению.

 

Современные информационные технологии предоставляют уникальные возможности для эффективного мониторинга состояния здоровья, ранней диагностики и коррекции отклонений от физиологической нормы еще до развития необратимых патологических изменений. Эффективные скрининговые и мониторинговые программы, основанные на современных подходах дистанционного наблюдения и консультирования, в состоянии существенно снизить риск развития критических для здоровья и жизни состояний, обеспечить скорейшее оказание медицинской помощи и, тем самым, уменьшить вероятность наступления осложнений и необратимых нарушений. И что еще более важно, — это индивидуальное планирование программ по улучшению здоровья и наблюдение в режиме онлайн за их осуществлением.
фото3
Очевидно, что трансформация системы здравоохранения должна привести к действительно новому здравоохранению, где Новое здравоохранение (по определению Р. Сунгатова), — это “экономически устойчивая система, ориентированная на пациента”, с указанием, что “пациент-ориентированность” — даже более широкое понятие нежели уже принимаемый профессиональным сообществом термин — “пациент-центризм”, поскольку означает не только то, что пациент становится главным участником Системы, но в то же время подчеркивает нацеленность именно на благополучие пациента, то есть, это “технология здоровье-восстановления, здоровье-поддержания и здоровье-преумножения”. При этом, “экономическая устойчивость” (по Р. Сунгатову) имеет строгое определение как системы, которая “способна достаточно долгое время существовать в рамках запланированных и имеющихся ресурсов”.

 

 Выводы и рекомендации:

  • Работа над созданием нового здравоохранения требует тесного взаимодействия активных представителей всех общественных сил — врачей, технологов, организаторов, юристов и обязательно — пациентов
  • Необходимость объективизации инновационного поступательного движения ставит вопрос о создании института Главного разработчика / Конструктора / Архитектора
  • Разработка перспективной Концепции развития здравоохранения Республики Беларусь до 2030 г. требует должного анализа и последующего использования основных принципов и требований Всемирной организации здравоохранения — лучших мировых практик и трендов, с глубоким анализом и структурным описанием текущего состояния системы здравоохранения Республики
  • Разрабатываемая Конфедерацией Концепция учитывает структуру, параметры здравоохранения Беларуси и опирается на имеющиеся в республике ресурсы, с повышением их эффективности, используя инструмент инновационного моделирования
  • Разрабатываемая Концепция должна рассматривать развитие здравоохранения Беларуси как комплекс не только технологических решений, но в первую очередь, органично интегрированную систему организационных, социальных, экономических и правовых составляющих

 

 Именно такая концепция станет основой для разработки стратегии действия, с последующим формированием дорожной карты и реализации конкретных проектов, как взаимодействующих элементов единой государственной системы.

 

Модераторы семинара: Курбацкий А.Н., д.т.н., Сунгатов Р.Ш., д.э.н.